Воспитание ненасилием в семье

Семья – колы­бель духов­но­го рож­де­ния чело­ве­ка. Многообразие отно­ше­ний меж­ду ее чле­на­ми, обна­жен­ность и непо­сред­ствен­ность чувств, кото­рые они пита­ют друг к дру­гу, оби­лие раз­лич­ных форм про­яв­ле­ния этих чувств, живая реак­ция на малей­шее дета­ли пове­де­ния ребен­ка – все это созда­ет бла­го­при­ят­ную сре­ду для эмо­ци­о­наль­но­го и нрав­ствен­но­го фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти. Скудность, одно­об­ра­зие, моно­тон­ность эмо­ци­о­наль­но­го опы­та в ран­нем дет­стве могут опре­де­лить харак­тер чело­ве­ка на всю его жизнь.

ЛОГО-Воспитание ненасилием в семье

Как мно­го сер­деч­но­го теп­ла было загуб­ле­но из-за неспо­соб­но­сти понять дру­го­го и само­го себя! Сколько боль­ших и малых драм не про­ис­хо­ди­ло бы, обла­дай их участ­ни­ки и окру­жа­ю­щие уме­ни­ем сочув­ство­вать, про­щать, любить. Любить тоже надо уметь и это уме­ние не дает­ся матерью-природой.

Самый боль­шой дефи­цит, кото­рый испы­ты­ва­ют наши дети, — это дефи­цит лас­ки. Родители не нахо­дят вре­ме­ни, забы­ва­ют, а может быть, даже стес­ня­ют­ся при­лас­кать сво­е­го ребен­ка про­сто так, пови­ну­ясь како­му – то внут­рен­не­му поры­ву. Боязнь изба­ло­вать детей, осо­бен­но маль­чи­ков, застав­ля­ют отца или мать быть чрез­мер­но суро­вы­ми с детьми.

Оправдывая свои дей­ствия, роди­те­ли ссы­ла­ют­ся на раз­лич­ные при­ме­ры из исто­рии чело­ве­че­ства. Да, мы зна­ем, какую жест­кую шко­лу про­хо­ди­ли маль­чи­ки на муж­ской поло­вине дома в Древней Спарте. Но ведь из них гото­ви­ли силь­ных, муже­ствен­ных, бес­по­щад­ных вои­нов. Или индий­ские пле­ме­на, где 4‑летних маль­чи­ков отправ­ля­ли в дру­гой лагерь, где вос­пи­та­тель учил их всем пре­муд­ро­стям жиз­ни, вос­пи­ты­вал отваж­ных вои­нов, сле­до­пы­тов. Индейцы счи­та­ли, что маль­чи­ки долж­ны рас­ти дале­ко от мате­ри, не зная ее неж­но­сти и лас­ки. Такое вос­пи­та­ние обу­слов­ли­ва­лось осо­бен­но­стью жиз­ни индий­ских племен.

В послед­нее вре­мя полу­чи­ло рас­про­стра­не­ние такое поня­тие, как син­дром опас­но­го обра­ще­ния с детьми (СООСД). Это пове­де­ние роди­те­лей по отно­ше­нию к ребен­ку, сопро­вож­да­ю­ще­е­ся нане­се­ни­ем физи­че­ской, пси­хо­ло­ги­че­ской и мораль­ной трав­мы. Понятие СООСД вклю­ча­ет в себя раз­лич­ные вари­ан­ты: от физи­че­ско­го наси­лия, угро­жа­ю­ще­го жиз­ни ребен­ка, до непра­виль­но­го воспитания.

Семьи, где реги­стри­ру­ет­ся СООСД, обыч­но отно­сят к кате­го­рии небла­го­по­луч­ных. Пьющие люди, матери-одиночки, лица с низ­ким обра­зо­ва­ни­ем и вос­пи­та­тель­ным цен­зом. К кате­го­рии небла­го­по­луч­ных отно­сят­ся и семьи вполне мате­ри­аль­но обес­пе­чен­ные, если роди­те­ли не уде­ля­ют ребен­ку вни­ма­ния, пред­по­чи­тая отку­пать­ся от него подар­ка­ми, оби­ли­ем игру­шек, раз­но­об­раз­ной пищей, одеж­дой. Им неко­гда. Не будучи под­го­тов­лен­ны­ми в обла­сти вос­пи­та­ния, папы и мамы исполь­зу­ют про­стой и эффек­тив­ный путь: физи­че­ское наси­лие. Последнее чаще все­го при­ме­ня­ет­ся мате­ря­ми, неже­ли отца­ми. Мать обыч­но выме­ща­ет на детях нако­пив­ше­е­ся утом­ле­ние и раз­дра­же­ние. СООСД наблю­да­ет­ся в 3 раза реже к девоч­кам, чем к маль­чи­кам. Последние более подвиж­ны, сво­им бегом и кри­ка­ми раз­дра­жа­ют родителей.

Дети – пер­вые, кто постра­дал, глу­бо­ко и тра­ги­че­ски от дефи­ци­та вре­ме­ни у взрос­лых. Возникла про­бле­ма детей, как обу­зы, шире ста­ли при­ме­нять­ся физи­че­ские воздействия.

Атмосфера семьи опре­де­ля­ет­ся ее проч­но­стью, ее нрав­ствен­ны­ми иде­а­ла­ми, даль­ни­ми и близ­ки­ми целя­ми, эмо­ци­о­наль­ным скла­дом. И, чем боль­ше поло­жи­тель­ных эмо­ций полу­ча­ет в семье ребе­нок, тем луч­ше. Семья, при всех свой­ствен­ных ей забо­тах, хло­по­тах, огор­че­ни­ях и даже несча­стьях долж­на при­но­сить чело­ве­ку радость.

Дети по сво­ей при­ро­де чрез­вы­чай­но жад­ны до впе­чат­ле­ний. Дома долж­но быть инте­рес­но, семья долж­на давать доб­рую пищу вооб­ра­же­нию и чув­ствам. Дети как губ­ка, впи­ты­ва­ют все, что про­ис­хо­дит вокруг них. Они не уме­ют хит­рить и приспосабливаться.

С помо­щью роди­те­лей у детей долж­но закла­ды­вать­ся пред­став­ле­ние о том, какой долж­на быть семья, ее быт, вза­и­мо­от­но­ше­ния меж­ду чле­на­ми семьи. Помните: зача­стую семья, в кото­рой чело­век вырос, ста­но­вит­ся моде­лью его буду­щей семьи.