Педагогическая консультация

Педагогическая консультация. Общие вопросы педагогики

С чего начинается педагогическая работа в лицее? С повышения самооценки учащегося. Если подростку бесконечно напоминать, как он ленив и безответственен, он привыкает к этому. Ругают в школе, ругают дома, ничего хорошего не ждут, и он начинает верить в свою неисправимость, не пытается стать лучше и даже бравирует тем, как он плох и не воспитан.

Изменить отношение учащегося к себе, заставить его поверить в себя, для этого надо, чтобы не только преподаватели и мастера производственного обучения взглянули на него по-иному. И в лицее с первых дней стараются наладить самый тесный контакт с родителями.

Уважаемые родители!

Вы, как никто другой, заинтересованы в благополучии и счастливом будущем своих детей. Не забывайте, что успех воспитания и обучения зависит от ваших добрых и согласованных действии с педколлективом.

Постоянно поддерживайте контакты с мастером производственного обучения, кураторами, преподавателями лицея. Только совместными усилиями можно воспитать молодого человека, достойного нашего времени.

Бывает, что кто-то расстроится, просмотрев таблицу успеваемости, но на собрании, в группе, родители не услышат упрека. Расскажут им преподаватели и мастера о том хорошем, что проявилось, приоткрылось в каждом из учащихся, на что надо опереться в воспитании. Можно рассчитывать и искренне верить, что после такого разговора дома не будет нервного крика из-за неудовлетворительной оценки по физике или русскому языку, с сыном постараются спокойно разобраться в том, что случилось.

Мастера стараются побывать у каждого учащегося дома. Особенно в тех семьях, которые вызывают тревогу. Изучают вместе с психологом и социальным педагогом взаимоотношения родителей и детей. Переживание стыда за недостойное поведение переживание в высшей степени благотворное. Некоторые родители стремятся при всяком удобном случае усилить и закрепить ощущение стыда у сына или дочери посредством долгих упреков и объяснений, отчего да почему должно быть стыдно. Но совесть, стыд – чувства потаенные, их редко выставляют напоказ, напротив, стараются крыть от посторонних. Прикосновение к этому сокровенному должно быть тактичным, осторожным и кратким. И пока вы стыдите детей, совесть вместо того, чтобы заговорить громче, частенько вовсе замолкает, сменяясь скукой и раздражением. Надо внушать сыну, дочери разумную веру в себя, в достижимость заветных желаний, в то, что судьба – дело рук самого человека, а неудача чаще всего плод его собственной слабости, лени и неустойчивости.

В лицее работают люди увлеченные. Равнодушные педагоги здесь попросту не уживаются. Не терпят в коллективе ни бестактности, ни грубости, ни равнодушия по отношению к учащимся. Дольны нашими учащимися на базовом предприятии «Витязь». Бывает, работает группа в цехе, к мастеру непременно кто-то из рабочих подойдет: симпатичные у вас ребята – старательные, дисциплинированные, вежливые. Думаю, может, мне сына к вам определить. Родители часто бывают в лицее, они хорошо знают, чему и как учат здесь. При случае и друзьям, и сослуживцам посоветуют: отдавайте сына или дочь в наш лицей, не пожалеете.

Неплохо бы всем мамам и папам, детям которых предстоит выбор профессии, заглянуть в наш лицей. Увидеть все своими глазами, побеседовать с преподавателями мастерами, поподробнее расспросить ребят, как им здесь живется.

Принципы позитивного воспитания

Понимать необходимость ребенка в принадлежности

Ребенку необходимо ощущение, что его любят, что он нужен. Когда родители меньше думают о проступке и акцентируют внимание на хорошем в ребенке, проводят с ним много времени и поощряют нормальное поведение, он лучше к себе относится.

Взаимное уважение

«Я буду относиться к тебе хорошо, так, как я хотел(а) бы, чтобы относились ко мне». Вы выражаете уважение к своему ребенку, когда вместе решаете проблемы, совместно делаете серьезный выбор и учитесь на общих ошибках. В этой атмосфере ребенок учится понимать и выражать чувства, становится уверенным в себе, контактным, ответственным за себя и других.

Любить и принимать его таким, какой он есть

Чтобы ваш ребенок стал человеком, обладающим позитивным самоотношением и здоровым чувством собственного достоинства, он должен знать: что бы ни случилось, что бы ни происходило в его душе, какую бы ошибку он ни совершил – вы всегда будете любить его. Оценивать и критиковать можно поступки, но не личность человека.

Последовательность воспитательных воздействий

Следует взвесить, что является минимально необходимым набором ограничений – «нельзя» и «нет», и быть в этом твердым и последовательным. «Нельзя» всегда должно быть «нельзя» – если позволить себя уговорить один раз, можно спровоцировать развитие вымогательства, истерик, вечного нытья и т.д. Все взрослые, причастные к воспитанию, должны придерживаться этих правил. Пагубно сказывается на развитии ребенка «нет» мамы, и – назло: «да» папы.

Правильно построенное общение

Вместо «ты-высказываний» следует употреблять «я-высказывания». Родительские поучения и порицания типа: «ты – неряха», «ты вечно копаешься» и т.д. вызывают в ребенке комплекс неполноценности, обиду или агрессию. Кроме того, если ребенка часто «пилят», он может выработать защитную реакцию: научиться пропускать все мимо ушей и не обращать внимания на слова родителей.

«Я-высказывания» являются значительно более эффективным воздействием, они показывают ребенку, что вы его любите и верите, что он может изменить свое поведение. Примерами таких высказываний могут быть: «Мне очень жаль, что разбилась чашка», «я переживаю, что ты опоздаешь на занятия». Растет чувство собственной эффективности, способности справиться с трудностями и ответственность за свои поступки. Высказывание собственных негативных чувств в этой форме не разрушает отношений доверия, а свидетельствует о подлинности чувств: «Я страшно злюсь, когда мне приходится по несколько раз напоминать тебе, чтобы ты переоделся…»

Использовать в повседневном общении приветливые фразы

— Мне хорошо с тобой.
— Я рад(а) тебя видеть.
— Хорошо, что ты пришел.
— Мне нравится, как ты…
— Я по тебе соскучилась (соскучился).
— Ты, конечно, справишься…