Адаптация первокурсников

«Адаптация – это приспособление строения и функций организма к условиям окружающей среды». Так определяет это понятие современный словарь по психологии.

Адаптация человека подразделяется на биологическую и психологическую.

Первый аспект включает в себя адаптацию организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды, температуре, влажности, атмосферному давлению, холоду, жаре и другим физическим факторам.

Психологическая адаптация – это приспособление человека как социоиндивида, личности к определенным нормам, условиям, принципам, этикету в обществе в соответствии с требованиями самого общества, а также с учетом личностью своих собственных индивидуальных качеств, особенностей психики в целях адаптации, под возникновением требования самого общества в процессе коммуникации. Физиологическая адаптация протекает автоматически. Социально – психологическая же представляет собой процесс активного приспособления. В системе отношений «личность – среда» человек не только приспосабливается к данным социальным и природным условиям, но и изменяет, «приспосабливает» эти условия под себя, то есть преобразует среду в той мере, в какой это оказывается целесообразным для нормального функционирования человека.

Каждый человек за свою жизнь переживает несколько периодов адаптации.Первый «адаптационный опыт» он получает в группе детского сада, затем в первом классе школы. Следующий «переломный» момент – это переход от начальной школы к средней и, наконец, наступает момент профессионального самоопределения. Сложность адаптации при переходе от общего к профессиональному образованию заключается не только в смене социального окружения, но и в необходимости принятия решения, возникновении тревоги по поводу правильности самоопределения, которое для многих тождественно нахождению смысла жизни.

Социальные исследования показывают, что при переходе в новое учебное заведение, в другой класс число учащихся, имеющих нервно – психические отклонения, возрастает примерно на 14-6 %. Особенно тяжелы первые 6-9 недель пребывания в новом учебном заведении, характеризующиеся как время «острой адаптации».

От того, насколько успешно пройдет адаптация, зависит и успешность обучения, и в целом психологическое здоровье учащегося.

Признаками неуспешной адаптации являются снижение работоспособности, усталость, сонливость, головные боли, доминирование подавленного настроения, возрастание уровня тревожности, заторможенность или, напротив, гиперактивность, сопровождающаяся нарушениями дисциплины, систематическое невыполнение домашних заданий, пропуски занятий, отсутствие мотивации учебной деятельности.

Адаптированный человек – это субъект жизнедеятельности и своего дальнейшего развития, он способен использовать данную ему социальную ситуацию для решения задач сегодняшнего дня и формирования предпосылок движения вперед.

Для учащихся ПТУ это означает способность соответствовать требованиям и нормам учебного заведения, а также способность развиваться в новой для себя среде, реализовывать свои способности и потребности, не приходя с этой средой в противоречие.

При социально-психологической адаптации существенное значение имеют личностные особенности учащихся и адаптирующая способность группы. Она предполагает наличие определенной установки по отношению к новому индивиду, регламентирующую активность группы, наличие действенной групповой эмоциональной идентификации. Процесс адаптации учащихся в новом для себя коллективе зависит от обстановки в группе, от ее психологического климата, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя учащийся во время уроков, в ситуациях взаимодействия с товарищами и педагогами.

Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности; во-вторых, учебный коллектив – это относительно самостоятельно развивающееся явление, которое подчиняется особым социально – психологическим закономерностям.

На первом организационном этапе группа учащихся лицея не представляет коллектива в полном смысле слова, поскольку она создана из поступающих в училище ребят, имеющих различный жизненный опыт, взгляды. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог. Работа руководителя группы в первые несколько месяцев существования формирующегося коллектива заключается во внимательном изучении личностных особенностей каждого учащегося (его характера, привычек, интересов). При этом мастер  постепенно выделяет тех, кто более чутко воспринимает интересы коллектива и может сложиться в действенный актив группы.
Американский психолог Дейл Карнеги в книге «Как приобрести друзей и оказывать влияние на людей» сформулировал ряд простых правил бесконфликтного, успешного общения. Обсудите их со свои чадом. Это поможет сделать процесс адаптации быстрым и безболезненным.
Избегайте злоупотребления критикой и обсуждения других, реже жалуйтесь.

  1. Демонстрируйте неподдельный интерес к другим людям.
  2. Будьте хорошим слушателем.
  3. Помогайте людям чувствовать свою значимость.
  4. Уважайте мнение других людей.
  5. Избегайте ненужных споров.
  6. Убеждайте, а не приказывайте!
  7. Запоминайте имена.
  8. Придерживайтесь положительной установки.
  9. Улыбайтесь.