Подростковый возраст и конфликт поколений

А под­ро­сток рас­тёт, вырастает,
но поку­да ещё не подрос,
Он не может в себе подавить
ни смя­те­нья, ни сме­ха, ни слез.
Воспитателям хочется,
что­бы из него полу­чи­лось подо­бие прочих,
кото­рых они выве­ли на дорогу, -
Но под­рост­ку не хочет­ся думать в ногу…
Жак Превер

ЛОГО-Подростковый возраст и конфликт поколений

Наступление под­рост­ко­во­го, «пере­ход­но­го» воз­рас­та почти все­гда озна­ча­ет пере­ход из защи­щен­но­го роди­те­ля­ми мира дет­ских поня­тий и игр в неуют­ный мир взрос­лых про­блем. И, каза­лось бы, раз и навсе­гда заня­тое тобой место в том дет­ском, преж­нем мире надо теперь искать зано­во, а то и отво­ё­вы­вать, а то и вовсе кажет­ся, что места тебе тут нет…

Просто вдруг, в какой-то момент пони­ма­ешь, что кро­ме мира внеш­не­го есть еще внут­рен­ний, глу­бо­кий, непо­знан­ный. И начи­на­ет­ся один из самых захва­ты­ва­ю­щих, хотя порой и болез­нен­ных про­цес­сов — про­цесс позна­ния себя. Кто я? Какой я? Чем отли­ча­юсь от осталь­ных? Каким видят меня дру­гие люди? Что дума­ют обо мне? Принимают ли меня? Что для меня важ­но? Что я хочу от дру­гих людей? Что могу про­стить, а чего не могу? Какие у меня цели?

Пожалуй, пер­вый раз эти вопро­сы вста­ют с такой остро­той имен­но в под­рост­ко­вом возрасте.

Я оди­нок, меня никто не пони­ма­ет. Я непо­вто­рим, уни­ка­лен, и никто не может испы­ты­вать того, что испы­ты­ваю я, пере­жи­вать так, как пере­жи­ваю я.

В дет­стве все было понят­но. Я — при­мер­но как центр все­лен­ной, мама и папа любят меня, и все мы будем жить веч­но. А потом ока­зы­ва­ет­ся, что все неод­но­знач­но в этом мире, и оце­нить его порой так слож­но, что хочет­ся раз­де­лить все на белое и чер­ное, про­сто, что­бы понять, что хоро­шо, а что пло­хо. Детское сти­хо­тво­ре­ние Маяковского с одно­имен­ным назва­ни­ем пере­ста­ет быть доста­точ­ным кри­те­ри­ем хоро­ше­го и пло­хо­го. Взрослые, с их опы­том и уме­ни­ем при­спо­саб­ли­вать­ся, гово­рят о юно­ше­ском мак­си­ма­лиз­ме и о необ­хо­ди­мо­сти раз­ли­чать оттен­ки. Но в юно­сти зре­ние устро­е­но ина­че: друж­ба — наве­ки, любовь — до гро­ба, в жиз­ни все надо попро­бо­вать, а кто не с нами — тот про­тив нас.

Именно таким может ока­зать­ся ощу­ще­ние себя у под­рост­ка. И взрос­лые, кото­рые тоже когда-то про­хо­ди­ли этот этап, судят теперь о нем с высо­ты про­жи­тых лет и сде­лан­ных выво­дов. Но этот опыт при­хо­дит не сразу

Но взрос­лые и прав­да часто не пони­ма­ют, какие все­лен­ские про­бле­мы нас вол­ну­ют! Сидят в сво­ем замкну­том скуч­ном мире — дом, рабо­та — и дума­ют, что это и есть жизнь. Но хочет­ся НАСТОЯЩЕЙ ЖИЗНИ, собы­тий, быть в цен­тре все­го, ко все­му иметь свое отношение…

То, что вызы­ва­ет улыб­ку у взрос­лых, то, что они по-учёному снис­хо­ди­тель­но назы­ва­ют «юно­ше­ским мак­си­ма­лиз­мом» и «под­рост­ко­вым эго­цен­триз­мом», на самом деле — нор­ма для это­го возраста

Появление сво­их мыс­лей озна­ча­ет, что мыш­ле­ние под­рост­ка пере­шло на новый уро­вень, когда ста­но­вит­ся воз­мож­ным кри­ти­че­ски оце­ни­вать чужие выска­зы­ва­ния, согла­шать­ся или спо­рить, стро­ить свои умо­за­клю­че­ния, руко­вод­ству­ясь сво­ей соб­ствен­ной логикой.

Конечно, мно­гие под­рост­ко­вые выска­зы­ва­ния весь­ма спор­ны, а горяч­ность и кате­го­рич­ность, с кото­рой под­рост­ки отста­и­ва­ют свои идеи, может раз­дра­жать взрос­лых… А под­рост­ков может раз­дра­жать взрос­лое высо­ко­ме­рие, снис­хо­ди­тель­ность, все­знай­ство и фра­зы «да что ты пони­ма­ешь? Не дорос меня учить!».

Вот и нача­ло раз­но­гла­сий, ощу­ще­ние непо­ни­ма­ния… Словом, кон­фликт поко­ле­ний. Который в каж­дом отдель­ном слу­чае вполне раз­ре­шим, если хотя бы одна сто­ро­на к это­му стремится.