«ШАГ» школа активного гражданина

План апрель ШАГ

Методические реко­мен­да­ции по орга­ни­за­ции и про­ве­де­нию информационно-образовательного проекта

Концепция про­ек­та «ШАГ» («Школы Активного Гражданина»)
В соот­вет­ствии с Инструктивно-методическим пись­мом Министерства обра­зо­ва­ния Республики Беларусь «Особенности орга­ни­за­ции вос­пи­та­тель­ной, идео­ло­ги­че­ской и соци­аль­ной рабо­ты в учре­жде­ни­ях обще­го сред­не­го обра­зо­ва­ния в 2018/2019 учеб­ном году» каж­дый чет­вер­тый чет­верг меся­ца для уча­щих­ся IX-XI клас­сов будет орга­ни­зо­ван еди­ный день инфор­ми­ро­ва­ния под общим деви­зом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – с при­гла­ше­ни­ем госу­дар­ствен­ных и обще­ствен­ных дея­те­лей, пред­ста­ви­те­лей орга­нов госу­дар­ствен­но­го управ­ле­ния, депу­та­тов, медий­ных пер­сон. В тече­ние учеб­но­го года каж­дое учре­жде­ние обра­зо­ва­ния осу­ще­ствит девять тема­ти­че­ских ШАГов. Каждый ШАГ пред­по­ла­га­ет после­до­ва­тель­ное фор­ми­ро­ва­ние зна­ний, уме­ний, лич­ност­ных качеств, убеж­де­ний, лежа­щих в осно­ве граж­дан­ской компетентности.

В «Школе Активного Гражданина» фор­ми­ру­ет­ся готов­ность уча­щих­ся в буду­щем участ­во­вать в общественно-политической жиз­ни стра­ны, выпол­няя граж­дан­ские роли (изби­ра­те­ля, зако­но­по­слуш­но­го граж­да­ни­на, чле­на обще­ствен­ных орга­ни­за­ций и т.д.), готов­ность само­сто­я­тель­но при­ни­мать реше­ния в сфе­ре государственно-общественных отно­ше­ний, нести ответ­ствен­ность за при­ня­тые реше­ния и их послед­ствия. Основная зада­ча – рас­ши­ре­ние зна­ний уча­щих­ся о поли­ти­че­ских и социально-экономических собы­ти­ях в Республике Беларусь, раз­ви­тие уме­ний ана­ли­зи­ро­вать инфор­ма­цию о соци­аль­ных явле­ни­ях и про­цес­сах, вести дис­кус­сию по про­бле­мам раз­ви­тия совре­мен­но­го общества.

Информационную под­держ­ку дан­но­го меро­при­я­тия осу­ществ­ля­ет Республиканское уни­тар­ное пред­при­я­тие «Белорусское теле­граф­ное агент­ство» (БелТА).

Структуру меро­при­я­тия состав­ля­ют три вза­и­мо­свя­зан­ных содер­жа­тель­ных блока:

ШАГ 1. «МЫ УЗНАЁМ». Целевая уста­нов­ка – инфор­ми­ро­вать учащихся.

ШАГ 2. «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ». Целевая уста­нов­ка – раз­ви­вать кри­ти­че­ское мыш­ле­ние, уме­ние ана­ли­зи­ро­вать полу­чен­ную инфор­ма­цию, фор­му­ли­ро­вать и выска­зы­вать соб­ствен­ные суж­де­ния по вопро­сам раз­ви­тия граж­дан­ско­го общества.

ШАГ 3. «МЫ ДЕЙСТВУЕМ». Целевая уста­нов­ка – фор­ми­ро­вать рефлек­сив­ные уме­ния, пони­ма­ние вза­и­мо­свя­зи меж­ду лич­ной граж­дан­ской ини­ци­а­тив­но­стью и бла­го­по­лу­чи­ем стра­ны (ком­пе­тен­ция соци­аль­но­го действия).

В ходе реа­ли­за­ции ШАГа 1 «МЫ УЗНАЁМ» веду­щий ток-шоу (учи­тель, педагог-организатор, заме­сти­тель дирек­то­ра) инфор­ми­ру­ет уча­щих­ся в соот­вет­ствии с задан­ной темой. На дан­ном эта­пе для уча­стия в пред­став­ле­нии инфор­ма­ции мож­но при­влечь уча­щих­ся (лиде­ров дет­ских и моло­деж­ных обще­ствен­ных объ­еди­не­ний, уче­ни­че­ско­го само­управ­ле­ния). Рекомендуемое вре­мя реа­ли­за­ции ШАГа 1 – 15 минут.

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» мож­но реа­ли­зо­вать дву­мя спо­со­ба­ми. При нали­чии при­гла­шен­ных гостей (пред­ста­ви­те­лей госу­дар­ствен­ных орга­нов вла­сти, мест­ных орга­нов управ­ле­ния, депу­та­тов) мож­но исполь­зо­вать тех­но­ло­гию «100 вопро­сов ко взрос­ло­му: собы­тия, фак­ты, ком­мен­та­рии». Информация о дан­ной тех­но­ло­гии раз­ме­ще­на на сай­те Министерства обра­зо­ва­ния Республики Беларусь http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/informatsionno-analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/index.php . В ходе обще­ния с гостем уча­щи­е­ся зада­ют зара­нее под­го­тов­лен­ные вопро­сы в фоку­се темы еди­но­го дня инфор­ми­ро­ва­ния. Возможен вари­ант онлайн-встречи (при нали­чии тех­ни­че­ско­го обеспечения).

При отсут­ствии спе­ци­аль­но при­гла­шен­но­го гостя веду­щий ток-шоу орга­ни­зу­ет с уча­щи­ми­ся обсуж­де­ние с опо­рой на вопро­сы, сфор­му­ли­ро­ван­ные в соот­вет­ствии с основ­ны­ми бло­ка­ми инфор­ма­ции, пред­став­лен­ной на пер­вом эта­пе меро­при­я­тия. Рекомендуемое вре­мя реа­ли­за­ции ШАГа 2 – 20 минут.

В ходе реа­ли­за­ции ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» уча­щи­е­ся на осно­ве ана­ли­за полу­чен­ной инфор­ма­ции дела­ют выво­ды, делят­ся опы­том дея­тель­но­сти по реа­ли­за­ции соци­аль­ных про­ек­тов и ини­ци­а­тив, вно­сят пред­ло­же­ния по уча­стию в обще­ствен­ной жиз­ни сво­е­го реги­о­на, сво­ей малой роди­ны. Рекомендуемое вре­мя реа­ли­за­ции ШАГа 3 – 10 минут.